Звучал романс тревожно и светло

22-02-2012

Прекрасно подобранный репертуар, безукоризненные манеры и великолепный «бархатный» баритон – таким предстал перед своими поклонниками Народный артист России Сергей Захаров на концерте в ДК ТОЗ. Как и большинство артистов «старой школы», он не изменяет себе на протяжении всего творческого пути, не снисходит до исполнения модной безвкусицы. И за это получает главную награду – постоянную любовь публики.

– Сергей Георгиевич, давайте вспомним о вашем восхождении на вершину эстрадного олимпа…

– Это было давно, еще в 1969 году. Я пел немного до армии, пел, когда служил в Казахстане, там был народный эстрадный ансамбль, с которым мы ездили по городам и весям. Выступали даже в Москве на конкурсе и стали его лауреатами. После армии поступил в Гнесинку и параллельно начал работать в ресторане «Арбат». Дочери моей к тому времени было уже два года, и нужно было обеспечивать семью. Однажды в ресторан пришел Леонид Осипович Утесов, и, видимо, я ему понравился, потому что после выступления он подозвал меня к себе и сказал: «Хватит заниматься ерундой, приходи завтра, будешь у Утесова в оркестре солистом». Конечно, счастье великое – работать у мэтра эстрады, но вскоре я понял: это не то, что мне нужно. И ушел, хотя Леонид Осипович уговаривал меня остаться.

– Вы из его коллектива ушли в никуда?

– Ждал случая, и он вскоре представился: в Москву приехал блистательный Ленинградский мюзик-холл под руководством Ильи Рахлина. Мне жутко понравился весь этот блеск, мишура, легкость. И я рискнул пойти за кулисы к художественному руководителю. «Нет проблем, – сказал тот. – Сейчас концерт закончится, выйдешь на сцену, а мы все послушаем, что умеешь…» В тот же день я получил приглашение в труппу, а вскоре отправился в Ленинград, где нашей семье выделили однокомнатную служебную квартиру. Быстро адаптировался на новом месте и с первого дня имел успех у публики. Чем это объяснить? Не знаю, тогда я даже не имел «своего» голоса – подражал и Магомаеву, и Отсу…

– Но тем не менее вскоре победили на двух престижных фестивалях…

– Министерство культуры и отдел ЦК послали меня, еще не успевшего получить профессиональное образование, в Польшу и в Болгарию – на Сопотский фестиваль и на «Золотой Орфей», и я привез две первые премии.

– Что вы считаете для себя приоритетным в жизни – дом, карьеру, хороший заработок?

– Полагаю, что деньги и карьера не имеют никакого отношения к истинной цели, для которой человек рождается. И потом, у женщин и мужчин разные задачи и подход к жизни. Для женщин на первом месте – дом, семья, для мужчин все-таки важно иметь любимую работу.

– Вам знакома «звездная» болезнь?

– Нет. Воспитание, которое я получил в семье, исключало всякое понятие звездности. Я полагаю, что интеллигентный человек вообще не рискнет считать себя выдающимся. Потому что понимает: есть кто-то лучше него. Я знаю свои способности, свое место в жизни – реально оцениваю себя.

– Нет ли у вас ощущения, что молодежь с «Фабрик звезд» и им подобных шоу просто-напросто теснит со сцены старших?

– Это естественно: мы отходим на второй план, так как не поем песен, которые нравятся молодежи. А согласитесь, основной коммерческий потребитель эстрадной культуры сегодня именно она. «Иные юноши поют иные песни» – ну, и слава богу!

–У исполнителей прежних лет считается модным петь с молодежью старые песни. Вы не пробовали?

– Я считаю участие в таких шоу не совсем удачным приемом, чтобы привлечь к себе внимание юных слушателей. На фоне сегодняшних певцов и певиц «старики» выглядят не очень хорошо. И молодые никогда не воспримут их как «своих». Поэтому подобные музыкальные шоу для меня – бесперспективное занятие. Каждый исполнитель должен быть кумиром для своего поколения, которое понимает его язык. А рядиться в молодежные одежды – ни в коем случае.

– У вас нет желания переехать назад в Первопрестольную?

– Москва в чем-то враждебна моему внутреннему состоянию. Я провинциал, люблю размеренную жизнь. Петербург на меня благотворно влияет, там я чувствую не только веяние сегодняшнего времени, но и прошедшую эпоху.

– Отсюда, наверное, ваша любовь к романсам?

– Русские романсы – это тоже целая эпоха в нашей национальной культуре, это жемчужины музыки, частицы исторического опыта. Романс очень эмоционален, позволяет примерять разные образы за небольшой отрезок времени. Более искреннего жанра я не знаю и чувствую себя в нем органично, в этих произведениях я нашел ответы на многие волновавшие меня вопросы.

Марина ПАНФИЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *